Курортному региону включили обратный отсчёт
Фото автора 1 сентября 2024 года вступает в силу Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 469-ФЗ.
1 сентября 2024 года вступает в силу Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 469-ФЗ. О его вредоносности для отечественных курортов не говорил только ленивый. Фактически в новом законе речь идёт о ревизии ранее действовавшего курортного законодательства России и добровольном отказе от тех завоеваний, которые курортологи нашей страны достигли за последние два столетия.
Для тех людей, которые посвятили развитию курортного дела годы и даже десятилетия своей жизни, вполне очевидны негативные последствия применения на практике новых законодательных норм. Правда, произойдёт это не сразу, а через определённый промежуток времени. Но это можно считать лишь слабым утешением, нисколько не способным повлиять на неизбежность запуска механизма уничтожения уникальных лечебно-оздоровительных местностей и бальнеологических курортов.
Курорт любимый в синей дымке тает…
По правде говоря, нет никакой уверенности в том, что большинство из тех, от кого зависит существование отечественных здравниц, сумели прочитать вызвавший бурную полемику 469-й федеральный закон в полном объёме.
И уж совсем маловероятным представляется появление у них желания более внимательно отнестись к содержанию статьи 16, в которой детально прописаны возможные варианты существования (или лишения перспектив на дальнейшее существование) курортов и курортных регионов. Учитывая тот факт, что в настоящее время в России существует всего лишь один курортный регион – Кавказские Минеральные Воды, - имеется настоятельная необходимость заострить своё внимание на этой статье.
Первое, на что стоит обратить внимание, – законодательное закрепление нормы, в соответствии с которой до 1 января 2025 года федеральное правительство должно будет утвердить перечень лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов федерального значения. Для того чтобы в дальнейшем не путаться, назовём его перечень А.
Включение курортных территорий в правительственный перечень А на деле будет означать, что к ним нет никаких претензий и они могут и дальше развиваться, рассчитывая на получение финансовой поддержки из федерального бюджета.
Если же по каким-то причинам к курортам и курортным регионам вопросы всё же возникнут, то в этом случае их предполагается включить в перечень Б, предусматривающий проведение дополнительных исследований.
Право утверждать перечень Б законодатели делегировали Министерству здравоохранения Российской Федерации как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере курортного дела.
Но и это ещё не конец истории. Народные избранники допустили возможность невключения пока ещё существующих курортов и курортных регионов ни в один из указанных перечней. Предложенный ими выход из довольно каверзной ситуации поражает своей простотой и незатейливостью. С 1 сентября 2025 года такие лечебно-оздоровительные местности, курорты и курортные регионы признаются упразднёнными и подлежат исключению из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации.
Границы зон актуализировали, актуализировали,
но не доактуализировали
Как несложно догадаться, первым в очереди на упразднение стоит особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации – Кавказские Минеральные Воды. Объяснение такому прискорбному факту очень простое – он не сможет выполнить тех требований, которые закреплены в Федеральном законе № 469-ФЗ.
В той же статье 16 упомянутого закона чёрным по белому записано, что до 1 марта 2025 года в государственный реестр курортного фонда РФ в обязательном порядке должны быть внесены сведения о тех лечебно-оздоровительных местностях, курортах и курортных регионах, которые существовали на день вступления в силу 469-го федерального закона.
Далее приводится перечень сведений, которые необходимо представить, как принято сейчас говорить, одним пакетом. Среди прочего здесь указано также на необходимость представления информации о границах территории, признанной лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом. А вот как раз с этим дело на Кавминводах обстоит совсем плохо.
Не то чтобы по причине чьей-то невнимательности границы зон горно-санитарной охраны федеральных курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, образующих единый курортный регион Кавказские Минеральные Воды, забыли в своё время установить. Как раз наоборот, эти границы были закреплены правительственным постановлением № 300 в далёком 1985 году.
Правда, в последнее время они стали вызывать раздражение у некоторых чиновников (как местного, так и федерального уровня), становясь объектом критики и необоснованных нападок с их стороны. Но на все эти претензии был получен убедительный ответ.
В июле 2013 года Арбитражный суд Ставропольского края вынес решение, в котором указал, что «постановление Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300 содержит достаточные данные для точного установления границ зон охраны с указанием характерных точек, азимутов и протяженностей», добавив к этому: «… имеется сложившаяся судебная практика, которой установлено, что зоны горно-санитарной охраны на территории курорта федерального значения города Пятигорска установлены в соответствии с действующим постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300».
На некоторое время судебное решение отбило у сторонников объявления охранно-курортных зон «морально устаревшими» всякое желание поупражняться с ними. Но неожиданно для всех курорты получили удар от того, от кого меньше всего могли ожидать этого.
26 августа 2016 года возглавлявшая на тот момент Минздрав России Вероника Скворцова заявила о «важности ревизии части действующих нормативных актов, которые определяют статус и границы округов санитарной охраны, в том числе потому, что появились абсолютно новые эффективные инженерные технологии, позволяющие сузить зоны первой, второй и так далее категорий». Произошло это во время заседания президиума Госсовета, на котором рассматривались вопросы повышения инвестиционной привлекательности российских курортов.
С этого момента нападки на охранные зоны курортов КМВ заметно усилились. Особенно это стало заметно после подписания распоряжения Правительства РФ от 11 сентября 2021 года № 2540-р, в соответствии с которым был утверждён перечень мероприятий по комплексному развитию городов-курортов региона Кавказских Минеральных Вод.
Главным компонентом «комплексного развития» (нет, не федеральных курортов, а муниципальных образований!) была определена «актуализация границ зон горно-санитарной охраны курортов федерального значения Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск» с последующим внесением проекта нормативно-правового акта об их установлении. Причём завершить данную работу намеревались ещё в 2023 году.
Для пущей важности была даже создана рабочая группа по вопросу комплексного развития городов-курортов КМВ, которую возглавил замминистра экономического развития РФ Сергей Назаров.
В декабре 2022 года рабочая группа усердно трудилась над рассмотрением вопроса «О необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и постановление Правительства РФ № 1425 «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» в связи с необходимостью установления новых границ округа горно-санитарной охраны курортов КМВ».
Как нетрудно догадаться, инициатива в очередной раз исходила от Минздрава России.
Курортный регион уходит в никуда?
Несмотря на прилагаемые усилия никаких успехов в деле «актуализации» действующих или установления новых охранно-курортных зон рабочей группе под руководством Сергея Назарова достичь так и не удалось. В декабре прошлого года замминистра природных ресурсов Ставропольского края Рустам Безиркянов вынужден был признаться, что «в 2023 году финансирование работ по актуализации границ зон горно-санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод и внесению сведений о них в Единый государственный реестр не предусмотрено, в 2024 году финансирование предусмотрено в объёме 103,13 млн рублей, в 2025 году – в объёме 57,47 млн рублей».
Правда, при этом он добавил, что по состоянию на 7 декабря 2023 года проект технического задания на выполнение научно-исследовательской работы «Установление границ округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения Кавказские Минеральные Воды» отказались согласовать правительства Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, в границах которых расположено 42% территории (только не курорта, а курортного региона!) КМВ.
А завершил своё повествование уважаемый министр информацией о том, что минприроды Ставропольского края внесло предложение перенести срок реализации вышеперечисленных мероприятий на 2026 год.
Вполне возможно, что руководство министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставрополья не успело на тот момент ознакомиться с текстом 469-го федерального закона. Иначе они знали бы, что все манипуляции с курортно-охранными зонами необходимо завершить оперативно, так как те курортные территории, в отношении которых такая процедура не будет завершена до 1 сентября 2025 года, просто-напросто утратят свой статус.
Не знать таких элементарных вещей и предлагать выполнить работу спустя полтора года после утраты её актуальности, конечно же, очень креативно, но слишком уж несерьёзно. Но что поделаешь. Чиновники тоже люди, и им свойственно чего-то не знать и где-то ошибаться.
Честно говоря, выход из непростой ситуации, в которую по причине незнания «матчасти» загнали себя инициаторы «актуализации» зон горно-санитарной охраны курортов КМВ, всё же существует. Для этого достаточно прекратить ненужную суету вокруг курортно-охранных зон и, набравшись мужества, честно признаться, что такие зоны уже существуют и их границы установлены правительственным постановлением № 300.
Однако такой поворот событий представляется маловероятным. Прежде всего потому, что руководству Минэкономразвития РФ и их коллегам из Минздрава России, а также целой группе энтузиастов придётся в буквальном смысле этого слова, наступить на горло собственной песне. А на такой шаг они пойти не способны.
В противном случае им придётся долго объясняться по поводу выделения из федерального бюджета 145 млн рублей, предназначенных для актуализации границ курортных зон, и, что немаловажно, по поводу упорства, проявленного ими на этой неблагодарной ниве. Да и ещё к ним может возникнуть множество неудобных вопросов.
С высокой степенью вероятности можно утверждать, что события продолжат развиваться по уже проторенной дорожке. В таком случае Кавказским Минеральным Водам не так уж много останется времени гордо именоваться особо охраняемым эколого-курортным регионом Российской Федерации. Не имея чётких границ (как считают в федеральных Минэкономразвития и Минздраве), курортный регион КМВ сможет просуществовать только до 1 сентября 2025 года.
Ну а что с ним будет дальше, лучше всего спросить энтузиастов, с таким упорством и настойчивостью боровшихся с «морально устаревшими» охранно-курортными зонами.
Максим СОТНИКОВ
Автор: МАКСИМ СОТНИКОВ.Последние новости
Ключевая ставка Центробанка продолжит расти в 2025 году
Эксперты объясняют причины и последствия повышения ключевой ставки для экономики страны.
Ставропольский край стал лидером среди курортов России на премии Russian Traveler Awards 2024
Национальная туристическая премия отметила достижения региона в сфере внутреннего туризма.
История победы над натуральной оспой
9 декабря 1979 года мир отметил важную победу в борьбе с болезнями.
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения